Главная » ПСИХОЛОГИЯ » ДЕТИ » Три главные ошибки, которые мы совершаем при общении со своими детьми

Три главные ошибки, которые мы совершаем при общении со своими детьми

Три главные ошибки, которые мы совершаем при общении со своими детьми

Психолог Ольга Крайнова рассказывает о правильном подходе при воспитании ребенка

Ольга Крайнова13 марта 2019 17:09151150Какие ошибки мы совершаем при общении со своими детьми?

Исследования последних десятилетий показывают, что в ребенке есть огромный потенциал, который необходимо развивать. Более того, ряд исследований говорят о том, что некоторые высшие психические функции и способности ребенка необходимо развивать именно в определенный период времени, когда субстрат (собственно, центральная нервная система) наиболее восприимчив. И для каждой способности этот период — свой.

Все больше родителей подходят к воспитанию ребенка, его развитию и взрослению осознанно, и это не может не радовать. Но, как это часто бывает, даже здесь есть свои крайности, в которые лучше не впадать, и распространенные ошибки, которые лучше не совершать:

1. Необходимо помнить о том, что, наряду с возможностями, у ребенка есть и ограничения. И ограничения эти связаны с незрелостью его психики, а также некоторых отделов головного мозга, отвечающих за различные функции. И нагружая его чрезмерно, возлагая на ребенка повышенную нагрузку, не соответствующую его развитию, можно нанести скорее вред, чем пользу. Почему? Приведу наглядный пример. Из окружающего мира в мозг человека поступает достаточно много сигналов от всех наших сенсорных систем. Мы видим что-то интересное, мы слышим какие-то звуки, мы чувствуем покалывание пальца. Но при этом сейчас мы находимся, например, на работе, и взрослый человек может усилием воли заставить себя сосредоточиться на том, что ему важно в данный момент. К примеру, на чтении писем и обработке информации, содержащейся в них. За это отвечает область мозга — таламус, который у взрослого человека является созревшим. У ребенка же эта область, как и многие органы, находится только в процессе созревания и является еще незрелой, несовершенной, поэтому, в частности, она не может эффективно отделять потоки информации на те, которые нужно пропустить (полет мухи вокруг учебника), от тех, на которых нужно сосредоточиться и удержать свое внимание длительное время.

Повышенные мозговые нагрузки могут привести к появлению неврозовФото: Pixabay.com/ru

Другими словами, взрослый может требовать от ребенка каких угодно навыков самодисциплины, полного послушания, самоконтроля, выполнения точнейших математических расчетов, но у ребенка просто нет еще инструментов, которые позволяли бы ему это делать. Они еще просто не созрели. Кроме того, повышенные мозговые нагрузки так же могут быть избыточными именно в силу незрелости инструментов и огромных когнитивных затрат. Не секрет, что в процессе умственной деятельности энергии расходуется намного больше, чем при физической. Поэтому, требуя от ребенка успешного выполнения сложных задач, возлагая на него повышенные нагрузки, с которыми реально он не может справиться, мы можем сформировать у ребенка высокое чувство тревожности и возникновение неврозов. В итоге и гения не вырастим, и неврозами одарим на всю жизнь.

2. Второй огромной ошибкой является скачкообразность нагрузок. Часто бывает, когда родитель, начитавшись статей о развитии ребенка, о закрывающихся «окнах возможностей», начинает экстренно нагонять упущенное и внедряет в жизнь ребенка повышенные нагрузки неожиданно и резко. Не просто заниматься дополнительно математикой, а обязательно по 100 упражнений за один подход. Такими действиями можно напрочь убить в ребенке желание развиваться, учиться и, опять же, кроме усталости и взаимной неудовлетворенности, это ничего не даст. Часто родитель, «дав жару» ребенку, через неделю-другую бросает это занятие, и все возвращается в исходную точку. Необходимо помнить, что нагрузки должны быть продуманными заранее, планомерными и все-таки приятными для ребенка. То есть процесс обучения должен, во-первых, не истощать ребенка, а во-вторых, быть увлекательным. Потому что именно через вовлечение ребенка можно надеяться на то, что из него вырастет личность, склонная к постоянному развитию и воспринимающая процесс познания интересным и естественным.

Занятия должны увлекать ребенкаФото: Pixabay.com/ru

3. Самая частая ошибка — это когда родители пытаются реализовать на детях свои несостоявшиеся мечты. Как уже описано выше, такое насильное навязывание своих ожиданий не поспособствует ни здоровому психическому развитию ребенка, ни улучшению детско-родительски отношений. Уже не говоря об этической стороне вопроса, когда ребенок становится старше и понимает, что авторитет и требования родителей вытеснили свои собственные желания, или, что хуже, желаний этих у него нет. Здесь могут развиваться сильнейшие депрессивные состояния, из-за того что человек наконец осознает, что всю свою сознательную жизнь делал не то, что он хотел, и проживал не свою жизнь, а был «марионеткой» в чужих руках. Найти свой путь и понять, что хочет он сам, бывает для него потом достаточно проблематично, и все это может вести к формированию сильнейших негативных последствий для его психического здоровья. Поэтому крайне важно родителям свои нереализованные мечты или реализовывать самостоятельно, или, если такой возможности нет, сублимировать их в какие-то другие стремления, но не использовать для этого жизнь маленького и беззащитного ребенка.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях

Источник

Adblock
detector